Водитель троллейбуса — кто он?

Сколько бы ни задавался вопрос о надобности на наших дорогах электротранспорта, а представить улицы Орла без троллейбусов вряд ли кто-то может. Синие «рогатые кони» давно сроднились с городом. Они не просто привычная, а неотъемлемая часть его транспортной среды.

Мы много говорим о работе ТТП, делимся последними новостями с фронтов предприятия. Но сегодня мы хотим рассказать о тех, кто идёт с машинами рука об руль, о тех, кто всегда на виду, но при этом остаётся в тени, — о водителях.

Кто такой, а, если быть точнее — такАЯ, водитель троллейбуса? Об этом мы поговорили с Татьяной Березицкой.

— Татьяна, расскажите, как начинается Ваш рабочий день?

— Я живу на Знаменке, и поэтому просыпаться приходится не просто рано, а ОЧЕНЬ рано: дежурный автобус со Знаменки отправляется в 3 часа ночи , поэтому мой подъем в 2.20. Потом дежурный едет дальше по городу собирая остальных водителей. (Там, где есть троллейбусная линия, доставка производится дважды с автовокзала: в 4.20 и в 5.20).

Приезжаем в депо в половину пятого утра. По моему графику выезд в 5.43. До выезда мне нужно сделать очень многое: получить путёвку, пройти предрейсовый мед.осмотр, затем в «экипировке» получить инструменты, вставки, валидатор, аптечку, знак аварийной остановки , микрофон, дез.средство, маски…

Потом отправляюсь на территорию, ищу свой 077. Приветствую его, говорю ему добрые слова, потому что машины чувствуют отношение к ним.
Навожу порядок в кабине, вешаю зеркала , обязательно меняю старые вставки на новые, затем ставлю токоприёмники на провода, включаю низковольтные, затем высоковольтные цепи, проверяю работу всех узлов и агрегатов, накачиваю воздух в пневмосистему… И вот мой красавчик-троллейбус готов к выезду. Если остаётся время, позволяю себе заварить и выпить кофе (у нас для этого есть комната отдыха).

Затем, согласно расписанию, выезд на Санаторий Лесной. Мы с моим красавчиком едем встречать рассвет. Наблюдать, как начинается утро в Орле и просыпается город, — это очень романтично. Ну а потом начинается та работа, которую все видят.

Я работаю по 12-часовому графику (два дня работаю, два дня дома) с двумя перерывами. Успеваю и отдохнуть, и позаботиться о семье. Смену заканчиваю в 19:00. Заезжаю в депо, «распрягаю коня», подгонщик ставит его на своё место, а я снова к медику. Затем сдаю путёвку и инвентарь. Потом несу в кассу выручку.

— На Вашу работу в городе мы смотрим глазами пассажиров. Но что такое сидеть в водительском кресле? Что такое работа на линии?

— На самом деле, всё начинается с человека, с обеих сторон. Поэтому работа на линии — это, прежде всего, люди. Пассажиры,в основном, все хорошие, если с ними вежливо и культурно себя ведёт водитель. Они, как правило, все оплачивают проезд, и многие ещё и спасибо говорят, просто за то, что приехал троллейбус и водитель с ними по-доброму разговаривает. Соблюдать человеческий фактор — это очень важно.

Но дорога — стихия, не всегда безопасная, поэтому иногда и водителю, даже если это женщина, случается выругаться.

Но всё равно, нужно, конечно же, быть в хорошем настроении, ведь тогда всё получается лучше, легче. Опытные водители знают, что машина, закрепленная за тобой, с которой проходишь каждый день огонь, воду и медные трубы, тонко чувствует настроение хозяина.

— Татьяна, многие говорят о том, что работа водителем троллейбуса вовсе не женская. Что подтолкнуло Вас освоить эту профессию?

— Вообще поспорю, что это работа только для мужчин. У нас за рулём троллейбусов сидят в большинстве женщины, причём красивые. Одну только Ларису Ивановну Леонтьеву вспомнить: уже давно пенсионерка была, а всегда выглядела превосходно, как артистка! А как же? Водитель — лицо города. Ему всегда нужно оставаться красивым и ухоженным. Только когда перед выездом троллейбус готовишь, надо поверх нарядов какой-нибудь халат надевать рабочий.

Что подтолкнуло?.. Любовь именно к пассажирскому транспорту у меня с детства, причём с раннего. Мой крёстный работал на «Икарусе». Я обожала и крёстного, и его автобус. В 5 лет на своей Знаменке я только и ждала, когда же крёстный приедет на перерыв, когда в нашем частном секторе покажется красавец «Икарус»! Я просто восторгалась этим автобусом, изучала его, просто дышала им…

В 17 лет у меня появился друг, и тоже водитель»Икаруса»! С этим человеком я узнала все тонкости работы водителя пассажирского транспорта, все нюансы и проблемы дорог. Именно тогда, в далёкой юности, несмотря на то, что я училась в коммерческом техникуме, я поняла, что не смогу жить без пассажирского транспорта.

Но в то время молодой девушке было нереально устроиться в автобусный парк водителем. Надо было открывать все категории, то есть начать учиться заново… Какое-то время я работала по своей специальности. Работа для меня была не по уму, а главное, не по сердцу. И поэтому, когда в 90- е годы моя организация развалилась, я очень обрадовалась!

Когда ТТУ объявило о наборе кондукторов, — это было для меня счастьем. Набора на водителей не было, но я решила ЖДАТЬ, работая кондуктором троллейбуса. Так и вышло, что в 2000-м году состоялся курс обучения на водителей. Тогда выпустилось 30 человек…Но меня среди них не было. Причина в родителях. Хоть я и жила к тому времени самостоятельно, но они были категорически против моей увлеченности транспортом: устраивали мне скандалы и даже угрожали, что если я пойду учиться на водителя, то я им больше не дочь.

Я жила и мучилась, но в 2003 году в тайне от родителей, которые мне и твердили, что это не женская работа, я всё-таки выучилась на водителя троллейбуса: по всем предметам получила «отлично» и с первого раза сдала экзамены по ПДД в ГАИ!

— Вы помните свои первые профессиональные шаги, свой первый выезд в город?

— Конечно! После того, как я получила водительское удостоверение, а вместе с ним и право управлять троллейбусом, пришло время стажироваться с пассажирами на линии. Учителя я выбирала себе сама. Это был Леонид Фёдорович Князев. Сейчас его уже нет в живых. Я ему очень благодарна за переданный опыт. Да, он учил жёстко, частенько даже бил меня трафаретом, но я не обижалась ни грамма, зная, что это лишь пойдет мне на пользу! И он научил меня всему. У меня никогда не было страха перед дорогой, и ни одного ДТП! Он научил меня замечать опасность раньше , чем она возникнет, и мгновенно реагировать, не теряя плавность хода (поэтому я не люблю машины с тОпорными тормозами)…

Правда, пару раз по неопытности мне приходилось быть виновницей обрыва линии. «Рога» давались мне тяжело, никак не могла привыкнуть, что я «привязанная». Но даже водителям с большим стажем о штангах нельзя забывать ни на секунду!

Скажу по секрету, если вставки хорошие, если по всем правилам проходить спец.части, можно и с маршруткой погоняться. Они проиграют в этой гонке: троллейбус намного быстрее. Но это в теории. Если бы у нас была современная, новая контактная сеть, вообще можно было бы летать! Это волшебное, ни с чем не сравнимое чувство, когда уверен в себе и в своей машине! Действительно создаётся чувство полёта!

Татьяна Березицкая: «В тайне от родителей я выучилась на водителя троллейбуса», изображение №2

— Вы уже опытный водитель с большим стажем. Есть ли любимые моменты и профессиональные трудности, которые приходится преодолевать до сих пор?

— Наша профессия прекрасна и интересна в любое время года и суток. За рулём я имею возможность наблюдать, как прекрасен мир вокруг нас. Осенью —золотой листопад, зимой — пушистые хлопья снега на лобовом стекле, серебрящийся на проводах иней, весной — оживающая природа, летом — отражающееся в реке под мостом небо… Я вижу красочные закаты, туманные рассветы. Я вижу, как развивается инфраструктура города! Во всём этом сила, красота и торжество! Всё это — достояние нашей профессии. Вокруг нас движется и развивается ЖИЗНЬ, и поэтому смена проходит быстро и интересно. Но это обратная, прекрасная сторона работы, противоположная той, где напряжение и опасность.

Сложность для меня в одном: после ТО-2 нужно тянуть баллоны, колёса. Но, скажу честно, за все годы работы я всегда просила об этом наших мужчин. Помогали без проблем. Там нужна большая физическая сила.

Сейчас в работе водителем в ТТП преимуществ много: зарплата хорошая, пенсия у женщин при выработке стажа с 50 лет, всё по ТК, все отпуска, больничные. Советую девушкам попробовать себя в этом. Вы точно справитесь, если поймете, что у вас к этому лежит душа.